Воспитание в благости

Начало здесь —> «Воспитание в страсти»

ВОСПИТАНИЕ В БЛАГОСТИ

Третий путь взаимоотношений с детьми,  который гармонизирует неэффективное родительское поведение, которое мы с вами рассмотрели в предыдущих двух стилях, – это воспитание «в благости».

Если возникают конфликты с детьми, основная позиция родителей в благости – это «я меняюсь, и меняется мир вокруг меня». То есть  меняюсь я, и меняется мой ребенок. И это действительно возможно, когда есть взаимодействие и сотрудничество между родителями и детьми. Тогда, когда родители воспринимают ребенка как личность, как душу, а не просто как предмет для манипулирования, для исполнения своих собственных желаний.

Для «родителей в благости»  отношения – важнее принципов. Если в позиции «в страсти»  очень часто принципы становятся важнее отношений: если мне нужно, чтобы ты убирал игрушки, то независимо от того, устал ребенок или не устал, чем-то он занят или не занят, я буду настаивать, чтобы он это сделал. Здесь мы ставим принципы выше отношений. В воспитании «в благости», наоборот, отношения важнее. Потому что, сохранить отношения гораздо правильнее, с точки зрения долгосрочной перспективы.

Вот подумайте. Ведь воспитание – это не кратковременный процесс, когда мы чему-то ребенка научили раз и навсегда, и дальше он живет. Он с нами находится в течение многих лет. Мы можем научить его чему-то в 3 года, но мы не знаем, какие вопросы и ситуации, вообще у нас в жизни случатся, когда ему будет, например, 10 лет.  Мы не можем предугадать все ситуации. Но, когда у нас есть отношения, мы можем подсказать и направить решение в нужную нам сторону в любой ситуации. Поэтому очень важно помнить о том, что отношения являются приоритетом. И, вообще, человек всегда развивается через взаимоотношения. Он не может развиваться сам по себе. Мы обмениваемся всё время энергиями с другими людьми, и через это мы растем и развиваемся.

Именно в отношениях кроется ответ на вопрос:  «Когда ребенок склонен к нам прислушиваться? Когда он склонен реагировать на наши просьбы и нам помогать?» Ребенок слушает нас не потому, что есть страх, когда есть насилие, как в воспитании «в невежестве».  Не потому, что он что-то за это получит, как в воспитании «в страсти».

А именно потому, что ему нравится это делать, ему хочется это делать для людей, которые его любят.  Именно к таким родителям ребенок обращается со своими проблемами и ищет у них поддержки в своих трудных ситуациях , советуется с ними и склонен принимать их мнение. По крайней мере, готов слышать и слушать.

С чего же начать идти этим путем?

Первый шаг к переходу «в благость» — это принятие. Принятие природы ребенка, принятие того, что он именно такой ребенок, который мне нужен. И  я та мама, которая ему нужна. Ребенок, чувствуя наш настрой на него, сам начинает меняться и начинает перенимать у нас хорошие качества.

Далее – отказ от ожиданий. Когда мы не планируем заранее образ ребенка, каким должен быть наш ребенок, что он должен уметь, каких успехов достичь. Потому что это позиция результата, достижения, страсти, когда мы пытаемся что-то слепить, не обращая внимания на то, что есть внутри ребенка.

Напротив, мы корректируем свои ожидания в зависимости от того, что мы видим в реальности. «Воспитание в страсти» оторвано от реальности, мы все время находимся в будущем,  убегая из настоящего. Здесь же мы готовы быть в балансе. Балансе между своими ожиданиями и тем, что показывает ребенок.

Третий шаг — это следование за природой ребенка. Изучение того, что с ним происходит, какие возрастные этапы он проходит, есть ли какие-то отличия в воспитании мальчиков и девочек.

И, конечно же, воспитание в благости — это ответственность за собственный пример. Мы являемся примером для своих детей. Они копируют нас и проявляют то, что было заложено именно в семье. Замечая какое-то искажение в поведении ребенка, то, что нас не удовлетворяет, мы обращаем внимание не на него, а на себя — «Где та модель, которую показываю я?». И нам не нужно уже что-то делать с самим ребенком. Чем младше ребенок, тем более ярко это видно. Потому что маленькие дети меняются сразу же.
Например, в какой-то момент времени я стала наблюдать, что у дочки появилась какая-то агрессия, не женское, не девичье поведение . Я в первую очередь обратила внимание на то, что со мной происходит. Я увидела, что во мне не были раскрыты женские черты, они были заблокированы. Я долгое время не обращала на это внимания, хотя знаки были, и подсказки со стороны близких людей. Но как только я начала осознано направлять на это внимание и работать с этим качеством, корректировать его внутри себя, я увидела, как очень быстро изменилась дочка. Важно всегда принимать ответственность за свой собственный пример, за то, какие модели мы показываем ребенку.

И из этого вытекает принцип «выиграл — выиграл». В каждой ситуации мы стремимся сделать так, чтобы в итоге был «плюс» и для нас, и для ребенка. Чаще бывает так, что либо родители начинают свои интересы отодвигать на задний план, либо интересы ребенка не учитывают. И так, и так — гармоничных отношений не будет. Потому что, в первом случае мама слишком обессилится, у нее просто не будет энергии. И в какой-то момент она сорвется на ребенка. А в другой ситуации, ребенок будет чувствовать себя пустым местом, что его в семье не принимают в расчет.
Поэтому важно всегда искать вариант, который бы учитывал интересы и той, и другой стороны. И это как раз и есть сотрудничество с ребенком. Когда мы, понимая, почему он себя так ведет, откуда могут идти его трудности, помогаем ему увидеть, в каком направлении двигаться. Когда ребенок видит именно любовь, принятие и уважение со стороны родителей, то он склонен сотрудничать.

Отношение к ошибкам как к опыту, который ребенок приобретает. Мы помогаем ребенку увидеть, чему ему стоит научиться на этом опыте. Не просто эмоционально высказываемся, обвиняя ребенка за неудачу. Из этого ребенок ничему не научится.

Уважение к ребенку как к личности. Уважение проявляется в первую очередь в словах — как мы общаемся, как мы обращаемся, как мы его называем непосредственно в нашем ежедневном общении. И такие ценности, как прощение, любовь, благодарность, которые мы демонстрируем сами и передаем детям.

С пожеланиями гармоничных отношений,
Татьяна Челпанова

Присоединяйтесь к онлайн-занятиям для родителей «Воспитание в благости»!

Если Вам понравилась статья, порекомендуйте её другим родителям, нажав на кнопки соцсетей.

Запись опубликована в рубрике Ведические знания, Воспитание детей. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий