Начальная школа: роль родителей.

В этом году наша дочка закончила 4-х летнюю начальную школу, и хочется поделиться своими размышлениями о школьной жизни – для тех, кому это интересно. Сейчас есть возможность выбора, и многие родители ищут нетрадиционные возможности обучения для детей: домашнее обучение, частные школы, школы с различной специализацией и т.д. У каждого могут быть свои причины и соображения для выбора. Тут важно понимать, что, во-первых, ни в чем не должно быть фанатизма. И что многое в отношении ребенка к учителю, к процессу учебы зависит от нас, родителей.

Сначала небольшое предисловие. Учителя мы выбирали осознанно. Первое, что я узнала о Светлане Леонидовне из отзывов, ещё до личного знакомства с ней, – то, что она устраивает много праздников и активно привлекает родителей к участию в жизни класса. И – честно признаюсь — мне это понравилось. Так как в первом учителе мы хотели видеть именно творческий подход и умение создавать отношения, а не просто давать знания. С самого начала, посовещавшись в семье и с мамой мужа – заслуженным учителем России, мы были нацелены на то, чтобы выбирать не школу, не программу обучения, а человека. Пришли мы к учительнице, которую в случайном разговоре нам рекомендовали ещё за четыре года до поступления в 1-й класс. И оказалось, что это — самая близкая к нашему дому школа. Так этот случай подтвердил ещё раз, что самое лучшее судьба готовит нам рядом 🙂

Наше с мужем участие с самого начала было активным: я посетила все школьные собрания, кроме одного, когда осенью мы всей семьей были на фестивале «Благость», все школьные праздники (их за 4 года было 16). Мне это было интересно, хотелось быть по возможности не пассивным наблюдателем школьной жизни, а активным участником, помогать дочке строить отношения с учителем и с одноклассниками, а для этого важно видеть собственными глазами, что происходит.

Признаюсь, у меня было достаточно много страхов и сомнений относительно «системности» школы и то, что школа повлияет негативно. Когда дочка была маленькой, я читала много литературы, где так или иначе говорилось о том, что школа подавляет личность ребенка.  Я искала информацию об альтернативе, но жизнь распорядилась так, что учиться дочка стала в обычной средней школе, причем рядом с домом.

Изучая психологию, наблюдая за одноклассниками Светы и за её школьной жизнью, я убедилась, что самые тяжелые травмы всегда берут начало в семье. Если дома налажены отношения, ребенок чувствует себя любимым, то никто за пределами дома не сможет нанести ему душевную травму.  Если ребенок доверяет, родители всегда рядом и вовремя заметят, если ребенок приходит из школы в плохом настроении, подавленный, со слезами на глазах… Самый критический возраст развития детей – до 7 лет. До этого момента формируется стержень ребенка, его самооценка, способность осознавать свои цели и достигать их, отстаивать свои интересы и адекватно относиться к мнению других о себе. А где происходит становление ребенка до 7 лет? Конечно же, в семье. На основании мнения мамы и папы он формирует мнение о себе. Учится ценить свои сильные стороны, или, наоборот, ругать себя за ошибки. Даже если что-то в школе пойдет не так, возникнет угроза его самооценке,  для него будет естественным рассказать об этом дома, так как он интуитивно будет чувствовать, что «здесь что-то не так». А родители, исходя из своего опыта, смогут объяснить, связано ли  то или иное поведение учителя с правилами школьной жизни, либо увидят, что нужно вмешаться.

Что я считаю важным  для того, чтобы помочь ребенку полюбить школу?

✔ Общаться с учительницей.

Чтобы найти ту, чьи подходы близки вашей семье. Чтобы знать, что за закрытыми дверями не будет крика, оскорблений, не будет холодности и унижений. А самая главная причина, зачем общаться, — в том, что ребенок перенимает знания от того, кого он любит. Так устроен наш разум. Вспомните свои самые любимые предметы в школе. Любимыми были те, которые вел учитель, который вам нравился. Как же наше общение с учителем помогает ребенку учиться? Ребенок любит и привязан к нам, родителям, и он начинает любить тех же  людей, которых любим мы.

Это значит, что если мы с радостью общаемся с учительницей после уроков, тепло отзываемся о ней дома, ребенок перенимает наш настрой и тоже заранее начинает воспринимать этого в общем-то чужого человека как близкого. «Ребенок учится у тех, кого он любит» — это закон привязанности. А чтобы он полюбил учительницу, сначала её должны полюбить мы, родители. На первом же родительском собрании мы с мужем вызвались войти в родительский комитет. Ремонт во время каникул, переезд из одного помещения в другое (у нас за эти годы их было три), украшение класса перед праздниками… Света всегда ходила с нами, и у неё была возможность пообщаться с учительницей в неформальной обстановке, вне уроков. Это давало возможность дочке постепенно привязаться и узнать её лучше.

Чтобы ребенок с удовольствием шел в школу, важно  не обсуждать учителей дома при нем в негативном ключе. Если для ребенка родители — авторитет, и они же плохо отзываются об учителе — будет ли у него мотивация внимательно слушать этого учителя в классе? Подсознание устроит все так, что процесс учебы будет похож на поговорку «в одно ухо влетело, в другое вылетело».

Не стремиться к отличным оценкам по всем предметам.

Помнить, что главное в этом возрасте — познание ребенком нравственных законов, а не развитие интеллекта. Девочкам важно изучать законы взаимоотношений, заниматься рукоделием, танцами, музыкой. Мальчику — почувствовать свою силу в овладении каким-либо видом спорта, боевыми искусствами, через это будет расти его самооценка.

Очень часто мы забываем об этом. Забываем о том, что мы любим ребенка вне зависимости от оценок. И что личность гораздо шире, чем школьные знания. Может, ваш сын увлекается электротехникой  и все свободное время проводит за опытами, или дочка готова танцевать с утра до вечера — поощряйте это! А успехи в учебе придут следом. Когда ребенок раскроет свои уникальные таланты и поверит, что у него есть сильные стороны помимо успехов в уроках.

В спорных ситуациях быть на стороне ребенка.

Если даже вы понимаете, что ребенок совершил ошибку, всегда при общении с третьим лицом в присутствии ребенка покажите, что вы не позволите навешивать ярлыки считать ребенка «плохим». Для ребенка, для его развития и возможности в будущем исправить ошибку очень важно знать, что есть кто-то, кто всегда «за него». Да, вы можете прийти домой и обсудить ситуацию, чтобы помочь ребенку усвоить из неё урок. Показать на этом примере, как работают правила или законы мира. Но при этом в момент, когда его обвиняют, не стремитесь сразу же встать на позицию обвинителя. Кстати, мудрый учитель никогда не будет обсуждать личность вашего ребенка, его недостатки  в его присутствии или в присутствии других.

✔ Приглашать школьных друзей к себе домой.

Это и общение детей между собой, и возможность узнать лучше семьи одноклассников и как-то направить становление дружбы. Пока они в гостях, ненавязчиво, исподволь интересуйтесь их мнением о школьной жизни. Дети в таком возрасте очень открыто  и искренне делятся своими чувствами. Если что-то не смог рассказать ребенок,  вы сможете узнать из общения с одноклассниками. Как-то раз на праздновании дня рождения Светы так мы поняли причину усилившейся в последнее время усталости, снижения успеваемости и даже головных болей у детей. Оказалось, что их слух настолько тонкий, что они слышали, как в игровой комнате работал прибор для отпугивания мышей. Мы с мужем поделились этим с учительницей, головные боли прекратились и успеваемость вернулась к прежнему уровню.

Любить учиться самим.

Часто на семинарах звучит вопрос: что делать, если ребенок не хочет дома садиться за уроки? То у него игра, то нужно позвонить … и т.д. Здесь родителям нужно обратить внимание на себя. Когда вечером в семье есть настроение развлечения (папа пришел и смотрит телевизор, мама громко обсуждает что-то с  подружками по телефону), будет ли в такой обстановке у ребенка настрой на учебу? Сосредоточиться и контролировать себя, когда в соседней комнате кто-то «расслабляется», очень трудно. Поэтому родителям очень важно создать общий настрой на обучение в семье.

Всегда учиться самим, что-то читать, изучать, творить своими руками, тогда дети тоже будут с интересом изучать новое, и не будет вопросов с домашними заданиями.

Эти правила, которых мы придерживаемся в нашей семье, привели, как я считаю,  к  положительным итогам: сохраненное здоровье (за время учебы дочка пропустила только один день по болезни), хорошие воспоминания о начальной школе и интерес к дальнейшей учебе. Возможно, вы тоже что-то возьмете для себя из моего позитивного опыта, а также поделитесь своим.

А вот такое слайд-шоу мы сделали к окончанию 4-го класса и в благодарность Светлане Леонидовне:


Желаю вам найти свою школу и своего учителя!

Татьяна Челпанова.

Запись опубликована в рубрике Воспитание детей. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий